Роль дополнительного образования в формировании ключевых компетентностей на примере деятельности ЦРТДиЮ г. Энгельса.
В Концепции модернизации Российской системы образования определено, что учреждение дополнительного образования детей были и остаются одним из самых определяющих факторов развития склонностей и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Стратегия модернизации содержания образования одним из оснований обновления содержания образования называет компетентностный подход. В число формируемых и развиваемых ключевых компетенций в нашем учреждении входят следующие:
- компетентность в сфере самостоятельной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
- компетентность в сфере гражданско-общественной и социальной деятельности;
- компетентность в сфере трудовой деятельности;
- компетентность в бытовой сфере, включая аспекты собственного здоровья, семейного быта.
Реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается воспитанник. А потому в нашем Центре разработаны и внедряются программа развития ЦРТДиЮ и целевые программы, основной задачей которых как раз и является проектирование культурного пространства для развития творческой личности.
Рассмотрим конкретные примеры их формирования в нашем учреждении.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Компетентности в сфере самостоятельной познавательной, а также гражданско-общественной и социальной деятельности можно формировать через внедрение в образовательный процесс проектных и исследовательских технологий.
_____Именно в этом
направлении работают педагоги эколого-краеведческого и декоративно-прикладного
отделов, лаборатории вожатского мастерства, музея Боевой Славы нашего
учреждения. Воспитанники Центра являются постоянными участниками, призерами и
победителями научно-практических конференций по экологии, краеведению,
конкурсов исследовательских работ, краеведческих слетов, Международных
фестивалей.
____Компетентности в сфере трудовой деятельности и профессионального самоопределения формируются через организацию трудовых десантов и акций, проведение конкурсов и фестивалей детского творчества (разных направлений).
Ярким примером могут служить эколого-трудовые акции «Я+ТЫ!» (ЛВМ) и «Дети - детям», проведенные совсем недавно на территории городского детского парка. 2370 воспитанников Центра стали участниками этих мероприятий.
Традиционным стало участие и победы в районных, региональных и всероссийских фестивалях театров моды, вокальных и хореографических конкурсах.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Результаты участия воспитанников ЦРТДиЮ
в конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня
Победители (чел.) |
2006- 2007 уч.год |
2007- 2008 уч.год |
Районный уровень | 43 |
41 |
Региональный уровень | 39 |
53 |
Всероссийский уровень | 32 |
48 |
Международный уровень | - |
26 |
____Профессиональному самоопределению воспитанников помогают занятия в творческих объединениях нашего Центра. Так известный вам солист вокальной студии «До-диез» Андрей Сперанский в данное время проходит стажировку в Саратовском областном театре Оперы и Балета им. Чернышевского и готовиться к поступлению в Саратовскую Консерваторию.
![]() |
____В настоящее время в Центре преподают 7 бывших воспитанников. Например, Осыко Ирина, выпускница объединения «Шарм», работает педагогом д/о в Центре и преподавателем хореографии в педагогическом институте СГУ. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Формированию компетентности воспитанников в бытовой сфере, включая аспекты собственного здоровья и семейного быта, способствует внедрение целевых программ «Семья» и «Здоровье». В рамках реализации этих программ воспитанники и их родители принимают активное участие в спортивно-игровых программах, 63 воспитанника Центра стали победителями региональных и всероссийских турниров, чемпионатов и соревнований. Социальным педагогом Центра совместно со специалистами Центра медицинской профилактики проводятся постоянные беседы с воспитанниками и родителями на социально-значимые темы.
Творческий потенциал семей демонстрируется на постоянных выставках «Моя творческая семья».
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Понятие компетентности
включает в себя еще и систему ценностных ориентаций и традиций. В нашем Центре
сформировался календарь традиционных творческих дел, основанный на принципах,
идеях и взглядах воспитательной системы нашего учреждения.
![]() |
____В Центре работают всего 6 педагогов-организаторов. Именно ими проводятся мероприятия как внутри Центра, так и мероприятия других уровней. Только в этом году было проведено 259 культурно-досуговых программ с общим охватом детей 63 960 человек.
![]() ![]() ![]() ![]() |
Количество мероприятий, проводимых ЦРТДиЮ
Уровень мероприятий |
Организованы Центром |
Приняли участие |
Всего |
Внутри Центра | 105 |
15 |
120 |
Районных | 148 |
30 |
178 |
Региональных | 4 |
41 |
45 |
Всероссийских | 2 |
9 |
11 |
Международных | - |
3 |
3 |
ИТОГО |
259 |
98 |
357 |
____ Для того чтобы ключевые компетентности сформировать у воспитанников сами педагоги должны сознательно развивать свои коммуникативность и профессионализм. В связи с новыми требованиями, предъявляемыми к педагогам и руководителям образовательных учреждений 5 педагогов, имея среднее профессиональное образование, поступили в пединститут, а 3 педагогов (это руководители) пройдут обучение в СарИПКиПРО по специальности «Менеджмент в образовании».
Всем нам пора осознать, что затраты бюджета на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие общества и государства, в профилактику безнадзорности и правонарушений и других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.
На главную___ _
Центр развития творчества детей и юношества, 2008г.
E-mail: CRTDiJ @ mail.ru