Анализ деятельности методической службы Центра развития творчества детей и юношества г. Энгельса за 2010-2011 учебный год. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В целях повышения качества дополнительного образования и для активизации методической деятельности учреждения с 2007 года в ЦРТДиЮ функционирует методическая служба. На сегодняшний момент – это отдел организационно-методической работы, внутри которого осуществляют свою деятельность 8 методистов по направлениям деятельности ЦРТДиЮ. Среди них: по основной должности - 3 методиста; по совмещению должностей (с нагрузкой 0,5 ставки) - 3 методиста; 2 методиста являются совместителями (с нагрузкой 0,5 ставки). Квалификационные уровни членов методической службы за отчетный период следующие: 1 методист является кандидатом педагогических наук, высшую квалификационную категорию имеют 5 человек, первую - 1 и вторую квалификационную категорию – 1 человек. Развитие ЦРТДиЮ связано с поиском новых форм, методов и средств образовательной деятельности, что на практике предусматривает создание условий для наиболее полной реализации инновационного потенциала педагогов. Важным фактором отчетного периода стало системное методическое сопровождение этой деятельности, осуществляемое методической службой ЦРТДиЮ. Деятельность методической службы в 2010-2011 учебном году осуществлялась согласно утвержденному плану работы в соответствии с методической темой и поставленными целями и задачами. Методическая тема отчетного периода - Освоение и внедрение педагогических инноваций в практику. Цель методической деятельности на 2010/2011 учебный год - Профессиональное развитие педагогов МОУ ДОД ЦРТДиЮ для осознанного и активного включения в процесс освоения и внедрения педагогических инноваций в образовательную практику. Для достижения цели в течение отчетного периода решались следующие задачи : Формирование мотивационной, содержательной и технологической готовности педагога напрямую связанно со стимулированием его самообразования, саморазвития и самореализации. Поэтому обращалось пристальное внимание на научную и теоретическую компетентность педагога, создавались условия для повышения уровня профессионального развития и готовности к инновациям. Так как процесс развития учреждения и его инновационная деятельность напрямую зависит от квалификации и профессионализма педагогов дополнительного образования, методической службой в течение учебного года создавались условия, при которых педагоги приобретали необходимый педагогический опыт и максимально реализовали свой потенциал. В рамках целевой программы «Кадры» проводилась активная работа по повышению профессионального уровня педагогов и руководителей. В ноябре 2010 года традиционно была проведена «Неделя педагогических находок», целью которой являлась реализация инновационного потенциала педагогов Центра, совершенствование форм методической работы и распространение передового педагогического опыта. В рамках «Недели педагогических находок» прошли тренинги по профилактике «синдрома профессионального «выгорания», семинары по психологическим вопросам образовательного процесса и обновлению воспитательной системы Центра, а также мастер-классы и открытые воспитательные мероприятия в объединениях различных направленностей. В рамках мастер-класса педагога Буцких В.В. «Организация исследовательской деятельности в объединении «Юный краевед» имени Германа Титова» воспитанники рассказали о своей деятельности по сбору и обработке информации по истории освоения космоса и представили участникам «Недели педагогических находок» созданную самостоятельно презентацию, посвященную первым шагам покорителей космических просторов, актуальной в год празднования 50-летия полета человека в космос. Наибольший интерес «Недели педагогических находок» вызвал мастер-класс «Добры молодцы, красны девицы… или каша из топора» отдела «Мастер. ru » (заведующий отделом Ансифорова Г.Ю., методист Пархоменко А.Н.) . Педагогам был дан обширный материал по методике организации и проведения воспитательных мероприятий, а затем группы участников на пяти «творческих станциях» с удовольствием угадывали народные пословицы, «тянули репку», мастерили куклы-обереги, узнавали по фотографиям предметы быта прошлых веков. Следует отметить высокий уровень проведения заведующим отдела «Мастер. ru » Ансифоровой Г.Ю и методистом Пархоменко А.Н. данного мастер-класса по подготовке и проведению воспитательных мероприятий в рамках целевой программы «Родники». Материалы мастер-класса размещены в электронном банке данных методической службы. В целях повышения профессионального уровня педагогов Центра в течение года традиционно проводились обучающие семинары на актуальные темы: Не был проведен обучающий семинар «Новая система аттестации педагогических работников» запланированный на 20.04.2011 г. из-за того, что Министерством образования Саратовской области не был утвержден регламент процедуры аттестации и РЦОКО не были даны разъяснения по аттестационным испытаниям. В марте 20011 года на базе ЦРТДиЮ педагогами отдела «Росток» в рамках регионального семинара для слушателей курсов повышения квалификации ГОУ ДПО СарИПКиПРО были проведены открытые занятия (педагоги Волоткович О.И., Зеленццова Ю.П.) и мастер-класс (зам. директора Никифорова Е.А.). В апреле 2011 года по инициативе ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» и «Центра развития творчества детей и юношества» г. Энгельса прошел областной научно-практический семинар «Особенности организации работы с детьми дошкольного возраста в условиях учреждения дополнительного образования». Целью семинара явилось обсуждение актуальных проблем дополнительного образования дошкольников в контексте инновационного развития системы образования. В семинаре приняли участие сотрудники кафедры педагогики ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», педагоги дополнительного образования, методисты, педагоги-организаторы из Саратова, Энгельса и Дергачевского района. Были показаны открытые занятия в объединениях «АБВГДейка» (педагоги Волоткович О.И., Зеленцова Ю.П.), «Малышок» (педагог Левина Т.И.), «театр танца «Домино»» (педагог Танчук О.Б.). В течение отчетного периода руководитель учреждения, члены методической службы и педагоги принимали активное участие и выступали с докладами на конференциях, научно-практических семинарах, круглых столах, информационных семинарах муниципального, регионального и более высокого уровней, таких как: В целях оказания методико-консультативной помощи для районного объединения педагогов ИЗО методистом Пархоменко А.Н. и заведующей отделом «Мастер. ru »и Ансифоровой Г.Ю. был проведен мастер-класс «Знакомство с техникой квилинга». Также педагогические работники ЦРТДиЮ (психолог Чеботарева Е.Ю., методист Пархоменко А.Н., социальный педагог Журба М.А., заместитель директора Никифорова Е.А.) приняли активное участие в работе РМО педагогов дополнительного образования. Подтверждением активной методической деятельности в ЦРТДиЮ служат результаты участия педагогов Центра в профессиональных конкурсных мероприятиях различного уровня: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количественный анализ мероприятий методической службы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего за анализируемый период методической службой дано около 800 консультаций педагогам Центра, что связано с возросшим интересом педагогов к участию в педагогических конкурсах и созданию методических разработок, и более 700 консультаций педагогам других образовательных учреждений, что также связано с проведением в районе конкурсов педагогического мастерства. Рост числа консультаций наблюдается также в связи с тем, что в 2010-2011 учебном году методисты и педагоги Центра приняли активное участие в работе жюри районных и областных конкурсных мероприятий и их педагогический опыт востребован коллегами. В течение учебного года регулярно проводились заседания методических объединений педагогов всех направленностей, в общей сложности число заседаний методических объединений за анализируемый период составило 28 заседаний. На них рассматривались вопросы, касающиеся:
Для активизации экспериментальной работы в учреждении и в помощь участникам экспериментальной деятельности методической службой было разработано «Положение о экспериментальной площадке». В течение отчетного периода на базе объединения «АБВГДейка» проводились эксперименты учрежденческого уровня по теме «Модель портфеля индивидуальных образовательных достижений воспитанников (портфолио)» и «Развитие детей младшего дошкольного возраста (от 3-х лет)» . С мая по декабрь 2010 года велась работа по аттестации педагогических работников. 28 человек (что составляет 37% от всего педагогического коллектива) прошли аттестационные испытания, из них 20 аттестованы на высшую квалификационную категорию. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоги аттестации педагогических сотрудников |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Квалификационно-образовательные уровни педагогов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В настоящее время в ЦРТДиЮ реализуются 59 образовательных программ. Из них 43 адаптированных (74%), по 2-е типовых и модифицированных (по 3%), и 12 авторских (20%). В числе реализуемых в ЦРТДиЮ авторских образовательных программ: В 2010 году педагог-организатор Дорохина А.С. разработала и представила на районном этапе Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» длительную культурно-досуговую программу «Экологический турнир «Эко-Асс»». В настоящее время методической службой ведется работа по созданию еще нескольких длительных культурно-досуговых программ, таких как «Клуб веселых именинников», «Историческая гостиная» и др. К сожалению, очень медленно идет работа по созданию образовательных программ вновь принятыми педагогами, так в ЛВМ из 6 педагогов отдела только у 2-х имеются в наличии утвержденные образовательные программы, остальные находятся в стадии доработки. Методической службе необходимо активизировать работу по консультированию и оказанию методической помощи педагогам в создании программ, в том числе комплексных, интегрированных и авторских. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обеспечение образовательного процесса программным материалом |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
а отчетный период повысился уровень компьютерной грамотности педагогов Центра. В течение учебного года методисты и педагоги Центра активно работали в сетевых сообществах («ЗАВУЧ.ИНФО», «1 сентября», «Миноброрг», «Педсовет», «Сеть творческих учителей» и т.д.), принимали участие во Всероссийских интернет-конкурсах. Так в конкурсе Всероссийского интернет-педсовета (сайт ПЕДСОВЕТ. ORG ) разработки нестандартных занятий педагогов отдела «Росток» Волоткович О.И., Зеленцовой Ю.П. и педагога отдела «Мастер. ru » Никифоровой Е.А. признаны лучшими в номинации «Дополнительное образование» и получили право войти в сборник материалов «Библиотеки креативной педагогической мысли». А педагог отдела «Мастер. ru » Лаптева А.С. была удостоена диплома 2-й степени за мастер-класс интернет-акции «Светлая пасхальная радость» на сайте «Сеть творческих учителей». Педагоги Иордан Е.А. и Воловик С.В. провели мастер-классы для пользователей сайта «Страна мастеров» федерального научно-методического центра им. Л.Занкова. В отделе «Мастер. ru » был создан и активно функционирует одноименный сайт. Собственный сайт имеет и ЭДО «Парус». Анонсы учебно-методических комплектов, сценарные разработки, новости методической деятельности Центра и «Анализ деятельности МС ЦРТДиЮ за 2009/2010 учебный год» размещены на сайте ЦРТДиЮ. Около 63% педагогов применяли на занятиях информационно-коммуникативные технологии. Рассылку заданий и схем оригами активно внедряла в образовательный процесс объединения «МастерОК» педагог (методист) Пархоменко А.Н. Педагог Лаптева А.С. разработала занятия для дистанционного обучения детей-надомников. Следует отметить, что процент внедрения в образовательный процесс ИКТ был бы гораздо выше, если бы каждое объединение было обеспечено оргтехникой и подключением к интернет-сети. В 2010/2011 учебном году велась активная издательская деятельность. Методической службой совместно с педагогами за отчетный период было разработано и издано 6 сборников методических рекомендаций, 3 учебных электронных комплекта (разработка занятий (мероприятий) + методические рекомендации + DVD ) Материалы по истории 4-го ВДК, подготовленные заведующей отделом Сыса Г.П. и педагога-организатора Вест Ю.Н. отобраны для публикации в методическом сборнике музея Боевой Славы на Соколовой горе. В мае 2011 года материалы выступлений на 5-х областных юношеских чтениях педагога д/о Буцких В.В. и педагога-организатора Вест Ю.Н. изданы в сборнике «Любовь к Отечеству – всех доблестей начало». Статьи Гордиенко Н.А. «Опытно-экспериментальная деятельность в УДО (на материале экспериментальной деятельности ЦРТДиЮ г.Энгельса)» и Никифоровой Е.А. « Методическое сопровождение педагогической деятельности в условиях дополнительного образования (из опыта деятельности методической службы МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» г. Энгельса) о публикованы в сборнике научных статей Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование: от традиций к инновациям». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Издательская деятельность |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В течение учебного года на 28 заседаниях методических объединений педагогов всех направленностей регулярно рассматривались вопросы, касающиеся:
За отчетный период администрацией и методической службой ЦРТДиЮ были подготовлены информационные материалы и презентации для Комитета по образованию и молодежной политике АЭМР по инновационному развитию дополнительного образования района в рамках внедрения ФГОС (Прокофьева С.Н., Никифорова Е.А.). Также подготовлены справки и информация: по развитию инклюзивного образования в ЦРТДиЮ, по деятельности школьных музеев района, по результатам деятельности по непрерывному экологическому образованию в ЭМР и др. В течение учебного года с участием психологической службы ЦРТДиЮ в рамках программы «Кадры» с целью определения психологического климата в коллективе и развития образовательной среды был проведен ряд мероприятий и мониторинговых исследований, в частности: Самооценка педагога дополнительного образования; Готовность педагогов к инновационной деятельности; Тест Аппелса (исследование уровня жизненных сил). Целью проведения мониторингов «Самооценка педагога» и «Готовность к инновационной деятельности» было предоставление возможности педагогическим работникам проанализировать свою профессиональную деятельность и дать ей оценку. Данные исследования проводились по запросу администрации Центра, по анкете разработанной психологической службой. Педагогов просили ответить на поставленные вопросы и обосновать свои ответы. Результаты проведенного мониторинга следующие: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. 26 % педагогов считают, что в инновационной деятельности нет необходимости; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. 89 % педагогов готовы делиться своим профессиональным опытом с коллегами; |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. 100 % педагогов готовы к изменениям образовательного процесса. По их мнению, изменения необходимы для того, чтобы соответствовать современным требованиям. 5. Педагогические работники Центра (педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, методисты) считают, что собственной инновационной деятельности чаще всего препятствуют следующие факторы: Основными причинами, затрудняющими инновационную деятельность (по мнению более 80% педагогов) являются – недостаточное финансирование, эмоциональная перегрузка, недостаток опыта работы в инновационном режиме. 6. На вопрос «Что самое главное в работе педагога?» наиболее распространенными ответами стали: На основании полученных результатов мониторинга можно сделать вывод, что педагоги имеют среднюю готовность к работе в инновационном режиме. Они осознают необходимость преобразований в своей работе, готовы поделиться профессиональным опытом. Однако, на данном этапе значительный процент педагогов имеют недостаточную психологическую готовность к инновационной деятельности. Причины, которые, по мнению респондентов, оказывают влияние на их профессиональный рост – внешние. Это недостаточное финансирование, эмоциональная перегрузка, отсутствие опыта работы в инновационном режиме. Основной процент педагогов не в полной мере использует собственные внутренние ресурсы, которые позволяют улучшить качество их работы. Мониторинг по исследованию уровня жизненных сил (Тест Аппелса) проводился в рамках профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов. В результате тестирования выявлено, что у 42 % педагогов нет признаков излишнего перенапряжения и риск срыва минимальный. У 31 % педагогов имеются некоторые признаки переутомления. Данной категории педагогов следует больше уделять внимания своему здоровью, однако они способны справляться с нагрузками самостоятельно. Но наибольшее внимание администрации следует уделить 27 -ми % педагогов, у которых выявлено истощение жизненных сил с высоким риском психологического срыва. Этим педагогам требуется полноценный отдых и помощь психолога. Также необходима разработка практических шагов по устранению проблемы профессионального выгорания. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень профессионального выгорания педагогических работников ЦРТДиЮ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обновление образования, в том числе и дополнительного, требует от педагогов уверенного владения современными педагогическими технологиями, развитых дидактических умений и навыков применения различных диагностических методик, рефлексивных и прогностических способностей. Поэтому целью методической службы следующего учебного года будет продолжение деятельности по созданию условий для достижения такого уровня профессионального развития педагогов, когда они смогут осознанно и активно включаться в инновационный поиск и в процесс освоения и введения педагогических инноваций в практику. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Никифорова Е.А. – зам. директора по УВР, руководитель методической службы ЦРТДиЮ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В анализе использованы результаты |